Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Лекции и статьи

Красота спасет мир, если мир спасет Красоту

     Март, 2005 г

А.А.Самсыка

председатель Мурманского Рериховского общества

 

Красота спасёт мир, если мир спасёт Красоту

К 70-летию Пакта Мира Н.К.Рериха

 

Н.К.Рерих, которого можно назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду – искусство спасёт человечество![1] В своей статье «Кредо»[2] Н.К.Рерих говорит: «Под знаком Красоты мы идём радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся».

Достоевский сказал: «Красота спасёт мир», Н.К.Рерих уточнил: «Осознание Красоты спасёт мир». Что имели в виду великий писатель и великий художник? Какой смысл стоял за их словами? Согласно концепции энергетического мировоззрения, любое явление в нашей космической реальности имеет свою энергетику. Красота, как явление, обладает наиболее тонкой и высоковибрационной энергетикой. Греческое слово «Космос» кроме значения «порядок» имеет ещё одно – «Красота». Через Красоту мы идём от хаоса к Космосу, от беспорядка к упорядочению в любой области человеческой деятельности.[3]

            Но для того, чтобы Красота могла спасти мир, мир должен спасти Красоту.

Сегодня, когда с лица земли по вине людей исчезают бесценные памятники прошлого, задача защиты культурных достижений приобретает особую важность. Одним из первых, кто обратил внимание на это бедствие, был Н.К. Рерих. В различных обществах и собраниях он выступал с благородной идеей защиты древнего национального достояния России, которому грозят забвение и уничтожение.

Ещё в 1904г Н.К. высказал мысль о защите культурных ценностей человечества. Он говорил о том, что памятники архитектуры, картины, книги, иконы, - все произведения искусства, созданные человеком, начиная с каменного века, - это заповедный клад, из которого все поколения людей будут черпать духовные силы. Мысль о  необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры возникла у Рериха в русско-японскую войну 1904 -1905гг. Тогда же он представил на рассмотрение российского правительства проект международного договора. В период Первой Мировой войны Н.К.Рерих ещё более энергично стал продвигать идею заключения подобного соглашения.

В 1914г Н.К. создаёт плакат «Враг рода человеческого», которым осудил военные действия, вызвавшие разрушения памятников культуры в городах Европы. Великим потрясением для Н.К.Рериха стали сообщения о том, как самые цивилизованные страны Европы разрушали на вражеской территории вечные ценности – соборы, дворцы, скульптуры, живописные полотна.

После Первой мировой войны, путешествуя с выставками и лекциями, и во время Центрально-Азиатской экспедиции он видит множество разрушенных храмов в России, католических святынь на Западе и буддийских памятников на Востоке, и приходит к выводу о всеобщем характере опасности разрушения памятников культуры.

В 1929г Н.К.Рерих в сотрудничестве с рядом европейских юристов подготовил и опубликовал текст проекта Пакта о защите культурных ценностей. Проект пакта был представлен Комитету по делам музеев при Лиге Наций и разослан культурным учреждениям многих стран. Проект Пакта сопровождался обращением Рериха к правительствам и народам всех стран. Суть этого Пакта заключалась в том, что в случае войны культурные учреждения и их коллекции «будут считаться нейтральными и как таковые будут под покровительством и уважаемы воюющими». Деятельность Рериха нашла поддержку и одобрение мировой общественности.

Проект был представлен на конференции в Брюгге (Бельгия)  в 1931г, целью которой было принятие плана действий по распространению идеи Пакта. В августе 1932г в Брюгге состоялась вторая конференция Пакта Рериха. Она приняла решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. Третья конференция была создана в Вашингтоне в ноябре 1933г. В ней участвовали официальные представители 36 государств. Конференция подготовила рекомендацию о принятии Пакта правительствами всех стран. 15 апреля 1935г в Вашингтоне был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» двадцати одной страной Американского континента. Пакт Рериха стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым международным сообществом до второй мировой войны.

После окончания Второй мировой войны Комитет Пакта Рериха активизировал свою работу. В 1950г Нью-Йоркский Комитет Пакта Рериха передал всю документацию по пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила с учётом этих документов проект международной конвенции. 14 мая 1954г  конференция ООН в Гааге приняла «Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»… В следующем году этот Пакт был ратифицирован 39 странами, подписавшими заключительный акт конвенции в Гааге, в том числе Советским Союзом.

  Вместе с Пактом Рерих предложил и отличительный символ для обозначения культурных учреждений. Позднее он был назван Знаменем Мира и представляет собой белое полотнище с тремя красными кругами, заключёнными в красную окружность. Существует несколько толкований этого символа: прошлое, настоящее, будущее в круге вечности или религия, наука и искусство как проявления культуры; любовь, красота и действие в круге вечности.  Знамя Рериха, как символ мира и объединения людей во имя высоких культурных целей, используется международным сообществом не только в рамках Пакта Рериха. Под Знаменем Мира проходили многие культурные акции, оно побывало на вершинах высочайших гор планеты, на северном и южном полюсах земли. В 1990г Знамя Мира было впервые поднято над планетой космонавтами. Пакт Н.К.Рериха – своего рода Красный Крест Культуры. Н.К. всегда, смотря в будущее, считал, что пройдут годы, но идеи, основы этого Пакта также войдут в жизнь, как вошёл Красный Крест.  

«Идеи не умирают, они порой дремлют, но они просыпаются ещё более сильными, чем были до своего сна». Не умерло знамя мира. Н.К.Рерих писал, что Знамя Мира является нужным не только во время войны, но, может быть, ещё более каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против культуры.

Общепризнанно, что человечество в своём развитии прошло через три вида мышления – это мифологический, религиозный и научный. В третьем виде – научном мы находимся, и сейчас зарождается четвёртый вид мышления – космический. Поэтому не случайно всё чаще звучат такие выражения как космическая реальность, космическая философия, космическое мировоззрение и, конечно, тема космизма присутствует в искусстве.

«Взлёт человеческой мысли произошёл в начале ХХ столетия в период Серебряного века русской культуры. Помимо выдающихся деятелей науки и технической мысли, проложивших дорогу во Вселенную, творцами русского космизма явились замечательные деятели культуры: философы, писатели, композиторы, художники, и среди них – живописец, учёный, путешественник, мыслитель Н.К.Рерих. В его творчестве с наибольшей полнотой воплотились удивительные прозрения своего времени, заставившие по-новому взглянуть на настоящее и будущее человечества…

Космос Рериха – это не только пейзажи. Это художественное познание красоты Вселенной и её связи с человечеством, это путь к духовному совершенствованию, это устремление к дальним мирам. Рерих объединил космос физический, космос эстетический и космос духовный в одном высоком понятии Беспредельности. Это понятие трудно объяснить научными определениями, но легче выразить на языке искусства».[4]

Принесенное миру Рерихами Учение «Живая Этика» - это Учение о неиспользованных ресурсах и возможностях человека, о творческих силах, живущих в глубинах сознания и души. Это ещё и космическое учение в полном соответствии с традициями русского космизма, ставящее и решающее такие проблемы, как основы бытия, многомерность материи, связь человека и Вселенной, целостность мироздания, бессмертие.

Итак, вспомним слова Н.К.Рериха о том, что «истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты»[5].

С.Н.Рерих сказал: «…Красота – это священный камень философов, превращающий простые металлы в чистое золото, Красота – это наиболее законченное выражение, Красота – это конечная цель».[6]

«Истина в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою», - так сказал Бодхисаттва Майтрейя».[7]

Давайте спасём Красоту!

 

Использованная литература:

  1. Знамя Мира. М., 2004.
  2. Маточкин Е.П.Космос Л. да Винчи и Н.К.Рериха. Изд. Дом «Агни». Самара, 2002.
  3. Рерих Н.К.Держава Света. Изд. «Сфера». М., 1999.
  4. Рерих. С.Н. Искусство и жизнь. Изд. МЦР. М., 2004.
  5. Посланник Шамбалы. Изд. Рипол классик. М., 2005
  6. Защитим Культуру. Изд. МЦР. М., 1996.

 

[1]Рудзитис Р. Музей Рериха // Посланник Шамбалы, изд. Рипол классик, Москва, 2005. С.124.

[2] Там же. С.7.

[3] Л.В.Шапошниковой. Доклад // Защитим Культуру, изд. МЦР, 1996, стр.80.

[4] Маточкин Е.П. «Космос Л. да Винчи и Н.К.Рериха». Альбом. Изд. Самара, дом «Агни». 2002. Стр.5 и стр.100.

[5] Рерих Н.К. «Приветствие конференции Знамени Мира» // «Держава света», изд. «Сфера». М. 1999г. Стр.114.

[6] Рерих С.Н. «Искусство и жизнь», изд. МЦР, М. 2004. Стр.20.

[7] Посланник Шамбалы. Изд. Рипол классик. М. 2005. Стр.183.