Мурманское Рериховское общество

Региональная общественная организация
при Мурманской областной научной библиотеке

Пакт Рериха и Знамя Мира

знамя

Имя замечательного русского художника Николая Константиновича Рериха занимает почетнейшее место в истории отечественной и мировой культуры XX века. Его область деятельности  необычайно широка: художник, философ, писатель, поэт, этнограф, археолог, правовед, географ, историк, путешественник. Еще в молодые годы Рерих знакомится с известными культурными деятелями того времени, совершает экспедиции по более, чем 40 городам Древней Руси, результатом которых стало создание более ста архитектурных этюдов, воссоздающих прекрасные облики памятников зодчества. И уже тогда у Николая Константиновича складывается представление о необходимости особой охраны наших древних национальных сокровищ, переросшее затем в концепцию возрождения человечества через спасение мировой культуры. В 1915 году Н.К.Рерих предложил императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу предпринять серьезные государственные меры по всенародной охране наших культурных сокровищ. Предложение было встречено сочувственно. Но... шла война, и до государственных мер дело так и не дошло.

В 1929 году Николай Константинович разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Его начинание было поддержано в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор, А.Эйнштейн, Г.Уэллс. В том же году был опубликован полный текст проекта Пакта с сопроводительным обращением Рериха к правительствам и народам всех стран. Первый и второй параграфы Пакта гласили: “Образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими. Покровительство и уважение в отношении названных учреждений и миссий во всех местах будет подчинено верховной власти договаривающихся стран без различия от государственной принадлежности какого-либо отдельного учреждения или миссии. Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран”.

Вместе с Пактом Николай Константинович Рерих предложил и специальный флаг – “Знамя Мира”. Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Флаг представлял собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Этот знак, по мысли художника, символизировал прошлое, настоящее и будущее, замкнутые воедино окружностью вечностью. История знака уходит в глубокую древность. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая  тот же знак. Содержит его и икона Рублева «Святая Живоначальная Троица» в Сергиевой Лавре, подавшая Н.К. Рериху первую идею Знака Знамени.  На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы.  «Сам знак Трех Сфер объясняется настолько различно в разных странах, что не мог не привести Вам несколько из этих объяснений:

а) трехперстный Знак православного  Крестного Знамения; б) католический знак Троицы; в) тамга Тамерлана; г) знак трех сокровищ Востока; д) знак трех Вершин; е) прошлое, настоящее и будущее; ж) религия, искусство и наука; з) истина, красота и  справедливость; и) мировое единение; к) истина, красота и добро. Даже из этих предположений Вы видите, что Знак устремляет сам по себе различных людей к своеобразным  добрым  мыслям. И это уже благо», - так писал Н.К.Рерих в письме к А.М.

Асееву 20.12.1933г.

В сентябре 1931 года в Брюгге прошла Первая международная конференция, в работе которой приняли участие официальные представители некоторых государств и деятели общественных и культурных организаций. В августе 1932 года опять в Брюгге состоялась Вторая конференция Пакта Рериха, которая  вынесла решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. На выставке, созданной для конференции, было представлено 6000 фотографий архитектурных памятников, которые по своей уникальности требовали специальной охраны. Третья конференция Пакта была созвана в ноябре 1933 года в Вашингтоне. В ней участвовали официальные представители 36 государств. Конференция подготовила рекомендацию о принятии Пакта правительствами всех стран. 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Пакт Рериха подписали десятки стран. Его поддержали крупнейшие политические и духовные лидеры того времени - Папа Римский, президент США Рузвельт, президент Чехословакии Масарик и еще множество президентов, королей, ученых, писателей.

Президент США Франклин Рузвельт в речи на церемонии подписания Пакта Рериха в Белом доме сказал: "В строгом соблюдении народами мира этого пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов - сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте".

 

Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный им специальный флаг - Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, - и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Этот флаг в течение 10 лет был  установлен в Государственной Думе РФ, побывало Знамя Мира и в космосе, на орбитальной станции Мир, на Северном и Южном Полюсах и на вершинах ряда высочайших гор планеты.

Мысли о Пакте нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Мадонна-Орифламма». Этой же теме посвящены картины "Santa Protectrix" ("Святая Защитница"), "Знамя Мира "Pax cultura", "София - Премудрость (Знамя Мира)" и многие другие.

В «Листах дневника» Н.К.Рерих пишет: “Для упрочения нашего Пакта сохранения культурных сокровищ прежде всего пришлось ознакомиться и с историей возникновения Красного Креста. Основоположник этой благородной идеи знаменитый швейцарский филантроп Дюнан и его самоотверженные друзья в течение 17 лет неустанно стучались в сердце человеческое, чтобы рассказать о неотложности такого гуманитарного учреждения. Многим следовало бы запомнить многострадальную историю Красного Креста. Так же точно и в вопросах сохранения сокровищ Культуры будем всегда помнить, что разрушаются эти великие ценности не только во время войн, но и во время всевозможных проявлений человеческого невежества. Одно охранение ценностей Культуры пробудит многие заснувшие пути творчества, и целые государства опять вспомнят, в чем их непоколебимость и непобедимое достоинство и ценност

Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. Однако под названием Пакт Рериха в более широком смысле подразумевается не только этот конкретный договор, но и весь проект по защите культурных ценностей, предложенный Н.К.Рерихом в 1929 году. Архивные документы свидетельствуют, что пакт был задуман Н.К.Рерихом как международно-правовой акт универсального характера. Универсальность состоит в том, что в нем содержатся общие принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен посредством заключения как всемирного, так и регионального договоров. Универсален предмет регулирования пакта: ценности и культурные институты, а также регламент применения как в мирное время, так и в случае вооруженного конфликта. Принципиально, что положение о защите объектов носит в пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов. В этом большое преимущество пакта по сравнению с Гаагскими конвенциями 1899, 1907 и 1954 годов.

Принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. Историческое значение идей пакта состоит в том, что они явились основой для последующего становления культуры мира и международного сотрудничества.

После окончания Второй мировой войны Комитет Пакта Рериха активизировал свою работу. Пакт по охране культурного достояния народов продолжал привлекать к себе новых сторонников и после кончины Н.К.Рериха (13 декабря 1947 года).  Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила проект международной конвенции.

14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную "Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". В настоящее время к конвенции присоединилось большинство государств.

В правовом отношении очевидна преемственность этой Гаагской конвенции и Пакта Рериха. Причем для стран, подписавших Пакт Рериха, он остается действующим международно-правовым документом. В статье 36 Гаагской конвенции указывается, что Знамя Мира заменяется отличительным знаком, описанным в конвенции, для использования в случае вооруженного конфликта. Но это не исключает использования Знамени Мира в случаях, не предусмотренных конвенцией.

В своем очерке «Знамя Мира» Николай Константинович  отмечает, что «это Знамя  должно быть поднято  над музеями, собраниями, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами...

Этот Международный  Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки ... подымает  мировое  понимание эволюционных сокровищ, он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к  великому  понятию  Прогресса и Мира... Это Знамя, как Страж Мира, напомнит о необходимости каталогирования всех  культурных сокровищ мира... Новое Знамя, этот Страж культурных сокровищ, говорит  само за себя. Нетрудно объяснить даже дикарю значение охранения  сокровищ  Искусства и Науки... Краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании».

Пакт Рериха так же многогранен, как и сама культура, для защиты которой он был создан. Множество  его функций охватывают  все сферы человеческой деятельности, многие из которых совпадают с функциями, целями и задачами рериховских обществ, среди них:

Гуманистическая. Пакт Рериха обращен к человеку. Заложенные в нем идеи  способствуют развитию человека как творца  культуры.          

Идеологическая.  Пакт предполагает утверждение идеи культуры как ведущей творческой идеи, влияющей на качество жизни.

Ценностная. Пакт предполагает развитие в молодом поколении  понимание «ценности творчества, выразившегося в бессмертных созданиях», что позволит, по мнению Рериха, открыть «пути к истинному прогрессу». Рерих полагал, что необходимо  не только всемерно охранить  культурное наследие, но и оценить  его по достоинству, чтобы тем возвысить человеческий дух.

Педагогическая. Пакт  предполагает  воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира. Рерих говорил о том, что нужно «зажигать» сердца понятиями героизма и подвига, мужества и беспредельного творчества,  которые дадут  молодежи духовное здоровье, что уже будет являться ступенью к культуре.

Просветительская. Пакт предполагает через лекции, опубликование разъясняющих статей, выступления и манифестации утверждать в общественном сознании необходимость  охраны культурных ценностей.

Объединительная. Пакт ставит своей целью содружество народов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть культурное достояние, которое может быть использовано ими  в целях мира и прогресса, прежде всего духовного.

Повсеместной организацией разных форм приобщения человека к культуре  должны, по убеждению Н.К. Рериха, заниматься комитеты, кружки, общества, создаваемые теми, для кого понятие культуры наполнено конкретным содержанием и служение ей стало  жизненной потребностью. Комитеты и общества должны способствовать  проведению  идей Пакта в жизнь.

Большую роль в организации народных движений за реализацию идей пакта Рерих отводил Всемирной Лиге Культуры, созданной им в начале 1930-х гг.и представляющей собой  союз культурных , научных и художественных обществ и учреждений по всему миру, включая отдельных личностей, работающих в культуре. Одной из главных задач Лиги  является консолидация усилий мировой общественности  в направлении  утверждения идей мира и культуры, для свободного  сотрудничества народов и культурного строительства.

Сочетая слово и действие, Н.К. Рерих  за короткий исторический срок сумел показать, что идея  культуры даже в мировом масштабе является не отвлеченностью и абстракцией, а реальностью жизни и творчества. По количеству созданных в 1930-е гг. в Европе, Америке и Азии культурных организаций, просветительских обществ и комитетов, содружеств, клубов, движений, пропагандирующих идеи Пакта Рериха и осуществляющих творческую деятельность, можно говорить о его феномене.

И Знамя Рериха, как символ мира и объединения людей во имя высоких гуманных целей, является и символом рериховского движения, движения во имя Культуры на планете с признанием великой миссии семьи Рерихов продолжает широко использоваться международным сообществом.

Символ рериховского движения это и символ «Эволюции духа». Круги  рубинового цвета в центре большого белого круга, окаймленного кольцом вечности. Цвет кругов не случаен. Рубиновый - цвет сострадания и мужества, на Востоке - это цвет сердца. Круги расположены в форме треугольника - символа эволюции. Три тесно соединенных круга - это единство времени - прошлого, настоящего и будущего,  три неделимые части культуры - философии, этики и религии, три сущности человека - физическая, ментальная и духовная.

Рериховские культурные организации созданы во многих странах мира. В нашей стране повсеместно существуют Рериховские общества, организуются рериховские клубы, рериховские чтения, рериховские выставки, литературные вечера. В них участвуют сотни и тысячи людей самых разных возрастов, самых разных профессий. Всё это позволяет говорить о целом культурном движении, связанном с именем Рериха и его идеями. Основной задачей этого движения является создание культурно - духовного пространства и постоянное его наполнение.

Сам Николай Константинович создал в 1920-е годы Центр искусств в США. Культурные организации, созданные семьей Рерихов, действуют также в Индии - в Бангалоре и в Кулу. По инициативе сына Н.К.Рериха, Святослава Николаевича, в Москве в 1989 году основан Центр - Музей имени Н.К.Рериха, переименованный в 1991 году в Международный центр Рерихов. Это неправительственная организация, ассоциированная с ООН. Музей имени Н.К.Рериха, составляющий основу этого центра, продолжает дело великого человека, чье имя носит первый международный договор об охране культурного наследия, подписанию которого исполнилось в 2005 году 70 лет. Экспозиция музея включает зал, посвященный специально Пакту Рериха и Знамени Мира, в котором демонстрируются уникальные документы и экспонаты.

 

Использованная литература:

 

Журнал «Культура и время». №3 2005г.

1. Вятский культурный центр Рерихов. Пакт Рериха.Интернет.

2. И. Ю. Дьяченко. Пакт Рериха: культурно-исторические аспекты.

Журнал «Культура и время». №3 2005г.

3. Моргачев. Газета "Культура", № 14, 14-20 апреля 2005 г.